Мандала изначально являлась сакральным символом, который использовался во многих духовных верованиях.
Поскольку искусство создания мандалы зародилось в незапамятные времена, сегодня невозможно доподлинно определить изобретателя или дату создания первой мандалы. Само понятие мандалы пришло к нам с востока из буддизма. В этой культуре активно используются яркие краски. Мандала в буддизме — это живописное изображение схемы Вселенной, и иерархическая расстановка в картине мироздания всех буддистских святых. Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли Будд.
Существует красивая буддистская легенда о том, что первая мандала была изготовлена основателем течения Ваджраяны в VIII веке.
Он сильно нуждался в божественной помощи, поэтому соорудил геометрический узор и
встал в его центр. Он молился семь дней и семь ночей, после чего божество, влекомое красотой изображения, снизошло к нему и осуществило его желание.
Принцип Мандалы использовался в храмовой архитектуре Индии. Все святыни индуизма возводились по одному и тому же плану, который назывался «Vastu-purus a-man d ala», или «Васту-пуруша-мандала». В данном случае «васту» переводится как «место» или «вместилище», «пуруша» — это «космический человек», «универсальное Бытие», а «мандала» трактуется как «схема». Таким образом, получаем своего рода план Космоса на земле, сакральное пространство, отмеченное божественным присутствием.
Надо отметить, что по этому принципу строятся и христианские, и мусульманские храмы.
Всему миру известно древнее тибетское искусство создания мандал из цветного песка.
Это кропотливая и долгая работа, требующая фантастической выдержки и умения. Она закаляет дух и воспитывает смиренность человека. Создание рисунка — это неотъемлемая часть духовной практики тибетских монахов.
Самое невероятное (для непосвященного человека, разумеется) то, что когда многодневная, а иногда и многомесячная работа закончена, мандалу уничтожают. Этот жест символизирует бренность всего сущего и учит людей быть покорными вселенским силам.
Известно, что христианская монахиня Хильда фон Бинген, жившая в XII веке занималась созданием великолепных мандал. Таким образом, она выражала свои религиозные убеждения и мировоззрение.
Коренные жители Америки создавали песочные мандалы, расчерчивая поверхность необычными символами. Также они выбивали мандалы из камня, создавая колоссальные архитектурные произведения. Знаменитый ацтекский календарь тоже является мандалой. Он символизирует хронометраж и религиозное мировоззрение древнего индейского народа.
А это – Мандала судьбы индейцев племени Уичоль, прожи-вающих на территории современной Мексики. В день рождения ребенка отец начинал плести такую мандалу из цветных ниток. Постепенно в мандалу он вплетал будущие события, которые должны произойти с его ребенком. В мандалу индейцы могли заложить целое повествование, выражая слова цветными узорами, их сочетаниями и переплетениями. Индеец, взяв в руки мандалу своего собрата, мог, читая ее от центра, практически дословно воспроизвести заложенный в нее образ. Считалось, что все, что заплетено в мандалу судьбы, исполнится.
Вспомните легендарный британский памятник – Стоунхендж. Трудно поверить, но это тоже своеобразная мандала. Огромные каменные глыбы, расположенные по кругу, символизируют знания и мировоззрение древних друидов. В этом месте они постигали тайны природы, вычисляли ход звезд и планет, молились своим вечным богам.